Рязанская свадьба
Этим летом, 15 июня, в период проведения II Фестиваля «Рязанское раздолье», в селе Успенское, Скопинского района, будет представлен этнопроект «Рязанская свадьба».
Почему именно Скопинский район выбран местом проведения данного фестиваля? Все по той простой причине, что только именно ему присущи наиболее ярчайшие из песенных и обрядовых традиций проведения свадебного обряда села Секирино.
Чтобы можно было понять уникальность данного этнографического события, необходимо обратиться к некоторым фольклорным особенностям, присущим селу Секирино, которое расположено в бассейне реки Пронь, одного из многочисленных притоков Оки. Первое историческое упоминание о Секирино относится к XVI веку. В писцовых книгах ведется речь о трудолюбивых жителях, которые отважно защищали границы Русской земли от набегов ногайцев и крымских татар.
Это достаточно большое село, которое бережно хранит свои старинные традиции и обычаи. Как бы это ни было странным, и сегодня многие из пожилых жителей Секирино любят носить понёвы и, сшитые на старинный манер, рубахи.
Традиционный свадебный обряд, как один из наиболее важных и обстоятельных обрядов в жизни человека, всегда особо привлекала внимание этнографов. Свадебные обряды Рязанской области, единственные из семейных обрядов, приуроченных к календарю. В Секирино, свадьбы играли на престольные праздники иконы Казанской Богоматери, Борис-Глеб, Крещение и на Масленичной неделе. Проводилась свадьба, в зависимости от благосостояния семей молодоженов, начиная от трех дней и заканчивая целой неделей.
В традициях Секирино молодые знакомились только в период проведения свадебного обряда, заменяющего сватовство и получившего название «Обряд навязывания невесты». Семья невесты, при выборе мужа для дочери, прежде всего, ориентировались на благосостояние его семьи и его «парода». Сезонной и календарной приуроченности данному обряду не наблюдается. Однако, доподлинно известно, что «навязываться», родные невесты ходили по вечерам и, приносили с собой обязательный «бутыль». Замуж девушки выходили предпочтительнее за ребят из своего села. Исключение могли составлять случаи, когда родители будущих молодых были знакомы лично.
Следующий за обрядом «навязывания» был традиционный секиринский обряд «пропоя», означающий окончательную договоренность о проведении свадьбы. Всю обратную дорогу до дома невесты, молодым и свахе приглашенные пели величальные песни. В «пропой» договаривались о приданном, свадебном столе. После «пропоя» молодые до свадьбы не виделись.
Во время подготовки приданого, «узла», невеста с подружками ходила в дом жениха на «Абмер избы», измерять окна и подбожник, чтобы невеста знала, сколько и каких рушников и занавесок ей нужно приготовить.
На девичнике, проводимом накануне свадьбы, строго соблюдалась траурная атмосфера, так как совершался обряд принудительного одевания невестой понёвы.
Утро свадьбы всегда начиналось с обряда одевания невесты, одевать которую приходили подружки и крестная. По приезду жениха выкупали не невесту, а ее приданое. Что интересно, лицо невесты всегда закрывали платком и только после венчания жених мог посмотреть, на ком все-таки он женился. Бывало, что в таких случаях родители невесты хитрили, отдавая замуж вместо младшей дочери, не просватанную старшую дочь…
В реконструкции этого яркого свадебного обряда на фестивале «Рязанское раздолье – 2012» будут принимать участие следующие районы:
- «Навязывание невесты» или сватовство будут обыгрываться селами Ильина и Секирино.
- «Сбор к венцу невесты» реконструируется этноцентром Шиловского района «Заряна».
- «Выкуп невесты» инсценируют жители села Котелино Кадомского района.
Все действо будет сопровождаться песнопениями фольклорных ансамблей, «Народный коллектив Рязанской области», «Дарница» и Народный хор «Рязанского музыкального колледжа» Также в рамках этнографического проекта «Рязанская свадьба» будет организован круглый стол» «Сохранение и пропаганда нематериальной культуры Рязанского края – традиции и современность».
Открытым остается один интригующий вопрос. Будет ли обыграна та часть секиринского свадебного обряда, согласно которой, в доме жениха, после проведения «второго стола», многодетная супружеская пара, живущая в согласии, «грела постель» молодым, прежде чем те отправятся спать.
Поделись этой новостью с друзьями:
Читай последние комменарии!